Конюхов преодолел половину Тихого океана на веслах по "ревущим сороковым"

Конюхов преодолел половину Тихого океана на веслах по "ревущим сороковым"
06.02.2019

МОСКВА, 6 фев - РИА Новости, Игорь Ермаченков. Знаменитый российский путешественник Фёдор Конюхов достиг "точки Немо", первым в мире пройдя на вёсельной лодке половину южной части Тихого океана по "ревущим сороковым" - широтам, издавна известным мореплавателям своим неистовым нравом.


"Фёдор продвинулся дальше всех в Южном океане - все предыдущие попытки закончились неудачно, прошёл полпути и сегодня находится в точке Немо – океанском полюсе недоступности, в условной точке, наиболее удалённой от какой-либо суши на 2,7 тысячи километров", - рассказал РИА Новости его сын и глава штаба экспедиции Оскар Конюхов.

По его словам, из-за удалённости точки Немо рядом с ней находится кладбище космических кораблей, куда сводят с орбиты и затапливают спутники.
"Фёдор уже более 60 дней в океане - это рекорд продолжительности для Южного океана, омывающего Антарктиду. Он прошёл на вёслах уже более 5 тысяч километров, то есть примерно как от Москвы до Байкала. Для Фёдора это шестой поход через Южный Тихий океан, предыдущие пять он переходил его на яхтах", – отметил Конюхов-младший.

Надежда на Бога

Сам Фёдор Конюхов, являющийся священником Русской православной церкви, мужественно переживает шторма и не устаёт грести. В своих последних февральских сообщениях в штаб экспедиции он благодарит конструктора и судостроителей.
"Слава богу, жив и пока здоров. Лодка — молодец, держит удар. Спасибо конструктору Филиппу Моррисону и судостроителям за то, что построили такой крепкий болид. Меня отделяет от океана 12 миллиметров обшивки корпуса, слышно, как шумит вода за бортом. А когда смотришь на карту, понимаешь, что здесь тебе никто не поможет, только на Бога, на лодку и на свои силы надежда. Прошу ваших молитв", – написал Конюхов.
В следующем своём послании от 3 февраля мореплаватель сообщил, что шторм пережил, но "досталось нам с лодкой сильно".

"Шторм волну поднял гигантскую. Океан весь в ямах. Здесь волны идут не ровной полосой, здесь горки; одна гора справа, другая слева, лодка то провалится в долину, то поднимется на вершину, и можно посмотреть на мили 5-6 вперед. Потом опять проваливаюсь в яму, и даже солнца не видно. Идет то град, то снег. Волны с грохотом обрушиваются на лодку", – рассказал Конюхов.

Чтобы как-то заглушить этот шум, он слушал Владимира Высоцкого в наушниках.
"Горячего не ел два дня, невозможно газовую печку включить, даже сидеть не получается, приходится лежать в каюте пристёгнутым защитным поясом, чтобы не бросало с борта на борт", – поделился путешественник.

Рекорды Конюхова

Несмотря на то что гребец прошёл лишь полпути, он уже установил несколько рекордов для Тихого океана, которые фиксирует Общество океанских гребцов, штаб-квартира которого находится в Лондоне.
Он прошёл наибольшее расстояние от старта по прямой, стартовал из рекордно южной точки в истории океанских гребных переходов, достиг самой южной широты, где когда-либо была океанская гребная лодка. Также Конюхов установил мировой рекорд возраста для одиночного океанского плавания – ему в день старта было 66 лет и 359 дней, то есть на 36 дней больше предыдущего рекордсмена, француза Жерара Мари.

"Будем ждать успешного завершения экспедиции, чтобы эти и многие другие потенциальные достижения Фёдора в Южном океане можно было официально подать на мировые рекорды Гиннесса", – сказала РИА Новости управляющий директор Общества океанских гребцов Татьяна Крачлоу. Она также рассказала об истории покорения гребцами Тихого океана.

Первым, кто в 2000-м году отважился на попытку перейти Тихий океан в южной его части, был француз Жозеф Ле Гуэн. Он стартовал от Новой Зеландии, за 59 дней прошёл 1770 миль, но вынужден был отказаться от продолжения экспедиции из-за обморожения ступней, закончившегося гангреной и ампутацией пальцев ног.
Были ещё двукратные попытки двух британцев пройти этим маршрутом - Джим Шехдар (два старта, 1 и 14 дней в океане) и Колин Йитс (два старта, 1 и 2 дня в океане). Оба гребца были эвакуированы.

В январе 2009 года от Тасмании стартовал третий британец Оливер Хикс, который ранее совершил первый в истории одиночный переход через Атлантику от Нью-Йорка до Великобритании. Его переход длился 95 дней и завершился пересечением Тасманова моря с финишем в Новой Зеландии - выйти в Южный океан ему так и не удалось.

"В переходах через океаны у нас пока нет классификации маршрутов по степени сложности, их трудно сравнивать. Но неофициально Гималаями океанской гребли до сих пор считаются маршруты через Тихий океан с запада на восток: от Японии до Северной Америки и по южному Тихому Океану", – сказала Крачлоу.
О сложности маршрутов можно судить по статистике переходов - только одна команда-двойка смогла завершить переход от Японии до США, а из 18 попыток перейти океан в одиночку, предпринимавшихся десятью гребцами, Тихий океан в этом направлении смогли пройти только двое, и тоже по северной части.

"Южный Океан - абсолютная, ещё не пройденная вершина. Он, пожалуй, сочетает в себе все свойственные разным маршрутам факторы сложности и возводит их в степень. Единственное, на что не сможет сетовать гребец в этих широтах, это экваториальный зной и штиль, здесь их не бывает", – заключила собеседница агентства.

Энергия Солнца

Хотя лодка Конюхова, получившая название "Акрос", сделана в Великобритании, её переходу через океан помогает российское оборудование. Гибкие солнечные модули, изготовленные по технологии российской компании "Тээмп", вырабатывают до 90% всей необходимой энергии на борту.
"Экстремальные условия плавания в "ревущих сороковых" широтах показали малую пригодность ветрогенераторов, возложив роль основного источника электроэнергии судна на солнечные модули. Облачность, дождь и ветер не являются препятствием для модулей, способных работать в условиях рассеянного света с КПД более 22% (один из лучших показателей для солнечной генерации в мире)", – отметили в штабе Конюхова.

При этом суммарная пиковая мощность фотоэлектрических элементов, установленных на вёсельной лодке, составляет 720 Ватт. Они питают навигационные приборы, спутниковую связь, опреснитель воды, систему обогрева каюты.

"Для гребца надежная и бесперебойная выработка энергии – это не просто комфорт, это вопрос выживания. В случае выхода из строя генерирующего оборудования Фёдор не сможет зайти в порт или вызывать помощь. Гибкие солнечные модули планируется использовать при создании самолета "Альбатрос" для кругосветного беспосадочного перелета, который намерен совершить Фёдор", – рассказали в штабе.

Вокруг света на веслах

В 2018–2020 годах Конюхов намерен в три этапа совершить одиночный переход на весельной лодке "Акрос" вокруг света. За всю историю переходов на весельных лодках через океаны никому не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке.

Маршрут разбит на три этапа: в декабре 2018 года после старта из Новой Зеландии лодка взяла курс до мыса Горн (Чили) – это самый протяженный этап кругосветного маршрута. В декабре 2019 года намечается продолжение перехода от мыса Горн до Австралии, мыс Люин; в декабре 2020 года — переход из Австралии в Новую Зеландию. Средняя продолжительность каждого этапа составит 120 дней, а общая протяженность кругосветного путешествия - 27 тысяч километров.

Размер лодки — 9 метров. Носовая часть разделена на два водонепроницаемых отсека, там хранятся продукты на 300 дней и оборудование. В корме расположена навигационная рубка, камбуз, далее отдельный отсек для отдыха. На борту три независимых системы выработки энергии: гибкие солнечные батареи, два ветрогенератора, энергоустановка на топливных элементах.

В 2002 году Конюхов первым в России пересек в одиночку Атлантический океан на гребной лодке "УралАЗ", установив мировой рекорд в 46 суток и 4 часа. В 2013–2014 году совершил тихоокеанский переход на весельной лодке по маршруту Чили — Австралия с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут.

Источник: РИА Новости