Какие перспективы у аккумуляторов и водорода на фоне «дешевой» нефти? (мнение комплектатора)

15.04.2020

Уже несколько недель цены на нефть держатся на низких отметках. Возможно, при сохранении тренда и с учетом издержек из-за коронавируса ЕС и другие страны по-другому взглянут на свои «зеленые» меры поддержки, в том числе в части стимулирования внедрения альтернативной тяги на железных дорогах. Ниже – мнение о перспективах аккумуляторной и водородной тяги от руководителя производственного дивизиона компании ТЭЭМП (поставщик решений для силовых установок) Сергея Агеева:

«Аккумуляторная тяга – не конкурент двигателю внутреннего сгорания (ДВС), а его партнер. Сегодня электромобиль – это самый грязный вид транспорта в пересчете на КПД и объем потерь при передаче энергии, выработанной при сжигании углеводородов. Гибрид (совмещенная дизельная и автономная электрическая тяга) наиболее эффективен по экономике и сокращению выбросов СО2. Так, разработанный нами совместно с белорусскими партнерами гибридный автобус во время испытаний показал на треть большую эффективность, чем обычный, большую надежность и дешевизну по сравнению с электробусом Москвы.

Водородная тяга едва ли получит стремительное развитие на транспорте в ближайшие годы. Если говорить о выбросах СО2, то это не решение, так как 95% объема водорода производится по технологии паровой конверсии метана и угля, где CO2 – основной побочный продукт. Если говорить об экономике, то, по оценкам МЭА, себестоимость производства водорода снизится на 1/3 только к 2030 году. Но стоимость нефти и газа очевидно также продолжит падать. Отсутствие инфраструктуры транспортировки и вопросы безопасности – дополнительные контраргументы против водорода.

Пока примерно половина сети РЖД остается неэлектрифицированной, что позволяет говорить об альтернативной тяге. В будущем, очевидно, водород займет свое место, но сегодня более эффективны гибридные решения, не требующие масштабной перестройки инфраструктуры. Соответствующий проект тяги, совмещающей Li-Ion аккумуляторы, суперконденсаторы и ДВС, мы представили РЖД в 2019 году».

Опубликовано в обзоре журнала «Техника железных дорог» от 15 апреля - ссылка на журнал

Источник: Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)