Михаил Лифшиц и Федор Конюхов представили проект «Альбатрос» - вокруг света на энергии солнца

25.10.2018

25 октября в Технопарке «Сколково» состоялась презентация проекта «Альбатрос» по созданию самолета с электрической силовой установкой, способного на солнечной энергии совершить беспосадочный полет вокруг Земли. Проект представили его руководитель Михаил Лифшиц и известный российский путешественник Федор Конюхов. Гибкие солнечные модули и гибридная система накопления энергии для самолета разработаны резидентом «Сколково» — компанией «ТЭЭМП».

1c5479f0b710eb0dbae17e954a5f480b.jpg

Авторы проекта «Альбатрос» планируют совершить в 2020 году первый в мире беспосадочный кругосветный полет на энергии солнца. Для постройки самолета уже создана первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики. Представленная сегодня в «Сколково» лаборатория, во время рабочих полетов в различных климатических зонах России, соберет уникальные данные о работе солнечных модулей и гибридной силовой установки на основе суперконденсаторов и литий-ионных батарей.

Авторы проекта - председатель Советов директоров АО «РОТЕК» и ООО «ТЭЭМП» Михаил Лифшиц и писатель, художник, известный российский путешественник Федор Конюхов, ранее уже облетевший Землю на воздушном шаре. Именно он станет пилотом самолета, который совершит рекордный полет вокруг Земли.

1225700d6c9841b4cc5df190d83ef3ee.jpg

Михаил Лифшиц, председатель Совета директоров АО «РОТЕК», руководитель проекта «Альбатрос»: «Кругосветный перелет на энергии солнца — это амбициозная задача, на пути к которой мы разработаем целый комплекс технологических решений. И первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики — важнейший этап в этом процессе. Есть вопрос, сколько энергии мы соберем в летательном аппарате в разном его положении по отношению к солнцу, в разных широтах и в разное время суток, в разных условиях подстилающей поверхности. Системного ответа на этот вопрос нет. Чтобы спроектировать самолет правильно, нужно иметь расчетную базу. Для этого мы и сделали летающую лабораторию, этот этап нашего проекта уже уникален сам по себе».

8071c3de4aef24e352f6e8655bf1a297.jpg

Фёдор Конюхов, путешественник и пилот проекта «Альбатрос»: «Небо, пятый океан, покоряется самым умелым, поэтому кругосветный перелёт — это непростая задача даже для опытного пилота. Мы планируем испытательные полёты в Подмосковье, Приэльбрусье, других регионах России, что позволит мне получить необходимый опыт пилотирования и провести испытания техники. Впереди у нас много работы!»

Резидент «Сколково» - компания «ТЭЭМП» разработала в рамках проекта гибкие солнечные модули и гибридную силовую установку, основанную на литий-ионных аккумуляторах и суперконденсаторах собственного производства.

Сергей Курилов, генеральный директор компании «ТЭЭМП»: «Гибкие солнечные модули с КПД больше 22% способны улавливать как прямой, так и отраженный солнечный свет. Именно такими модулями оснащена летающая лаборатория. Кроме того, мы проводим испытания высокоэффективных гибридных накопителей энергии на основе литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов «ТЭЭМП». И в результате получим технологии создания электрического силового агрегата для различных применений — от автономной авиации до робототехники».

Олег Дубнов, Вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»: «Такой амбициозный проект, как кругосветный полет на инновационном транспортном средстве, мог появиться только в очень сплочённом коллективе целеустремленных и увлеченных профессионалов. Тем приятнее отметить, что не обошлось без «Сколково», ставшего площадкой для знакомства и взаимодействия таких разных и ярких людей. Важно отметить, что проект «Альбатрос» основан на разработках, ранее поддержанных Фондом «Сколково». Накопители «ТЭЭМП» - прогрессивные высокоэффективные солнечные панели - когда-то были лишь идеей, появившейся на площадках «Сколково». А сейчас это готовые, конкурентоспособные продукты, востребованные на традиционных рынках в энергетике и транспорте, как в России, так и за рубежом. Проект «Альбатрос» важен для продвижения инновационных продуктов, популяризации «зеленых технологий». В перспективе же мы видим за «Альбатросом» и самостоятельный продукт для рынков, ведь не случайно мировые гиганты Google, Amazon ищут платформы для оказания услуг «с воздуха».

Летающая лаборатория, представленная в «Сколково», создана на платформе самолета Stemme S12 и имеет следующие характеристики:

  • максимальная взлетная масса - 900 кг;

  • размах крыльев - 25 м;

  • площадь крыльев - 19,95 кв метров;

  • максимальная скорость - 259 км/ч.

Гибкие солнечные модули установлены на верхней и нижней поверхностях крыла, крышках шасси и верхней части фюзеляжа летающей лаборатории. На воздушном судне также размещен суперконденсаторный накопитель энергии, который защищает литий-ионные аккумуляторы от повышенных нагрузок, преждевременного износа и теплового разгона. В качестве тестового потребителя в кокпите установлен электрический обогреватель, который позволяет поддерживать комфортную температуру внутри самолета при длительных полетах на больших высотах.

Предполагается, что кругосветный полет пройдет на высоте 12-14 км, средняя скорость составит 210 км/ч. Самолет преодолеет 35 тыс. км за 150 часов — пролетит над территорией Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентины, Бразилии и Южной Африки. 80% полета будет проходить над акваториями Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Успешная реализация проекта станет стимулом для развития новой авиации, основанной на электрических системах движения. Разработанные в ходе проекта технологии позволят создать, в том числе, автономные летательные аппараты («атмосферные спутники»). Они могут применяться для организации сетей связи, высококачественной съемки земной поверхности, мониторинга лесов, сельскохозяйственных земель, трубопроводных систем и других объектов инфраструктуры.


Справочная информация

Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная по инициативе президента РФ в сентябре 2010 года. Цель Фонда - создание экосистемы, благоприятной для развития предпринимательства и исследований в областях: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, биомедицинские, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. На Фонд возложены функции управления Инновационным центром «Сколково», деятельность которого регулируется специальным законом, предоставляющим особые экономические условия стартапам, прошедшим специальную внешнюю технологическую экспертизу (сейчас их более 1800). В 2017 году выручка компаний-участников «Сколково» составила 79 млрд рублей, совокупная выручка за 8 лет существования проекта достигла 250 млрд рублей. В стартапах работает около 30 тыс. человек, из них более 5 тыс. на территории «Сколково». Запатентовано более 1300 разработок и технологических решений. Важной частью экосистемы «Сколково» является исследовательский университет – Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), созданный и функционирующий при поддержке Массачусетского технологического института. Строительство инфраструктуры ИЦ «Сколково» за счет федерального бюджета завершено (построены Технопарк, Университет, Гимназия, дорожная и инженерная инфраструктура).Введено в эксплуатацию около 500 тыс. кв. м. В ближайшие 3 года эта цифра удвоится. 

АО «РОТЕК» — компания, в сферы деятельности которой входят: система прогностики состояния промышленного оборудования «ПРАНА», проектирование, инжиниринг и генподряд при строительстве объектов энергетики и инфраструктуры, разработка и производство высокоэффективных систем хранения и накопления энергии на основе суперконденсаторов, изготовление, модернизация и обслуживание основного и вспомогательного энергетического оборудования. 

Товарищество энергетических и электромобильных проектов (ТЭЭМП) - российский разработчик систем хранения и накопления электроэнергии. Компания образована в 2011 году. Является резидентом Фонда «Сколково» и ведет исследовательскую деятельность на территории Инновационного центра. Предложенная компанией ТЭЭМП оригинальная конструкция плоского единичного элемента в ламинированном корпусе позволила создать суперконденсаторные модули с рекордными для глобального рынка показателями. На основе суперконденсаторов компания разработала уникальную всепогодную систему гарантированного электропуска тяжелых машин.