О химических источниках тока. Но с оговоркой, что это не привычные нам автомобильные аккумуляторы или «батарейки» смартфонов, а довольно специфичные устройства — суперконденсаторы или, по-другому, ионисторы. Есть хорошо известное сравнение, объясняющее, чем аккумулятор отличается от суперконденсатора: тем же, чем большая бутылка с узким горлом от стакана. В бутылку влезает больше воды, но чтобы ее наполнить, требуется больше времени. Тогда как стакан что наполнить, что опорожнить — вопрос пары секунд, но влезает в него меньше.
Если говорить более приземленно, список технических особенностей суперконденсаторов выглядит так: они обладают меньшим выходным напряжением, чем аккумуляторы (свинцовые или литий-ионные), а также меньшей удельной емкостью. Это означает, что при одной и той же массе суперконденсатор содержит в себе значительно меньший заряд. Однако при этих недостатках ионисторы обладают огромным преимуществом: они быстро (или очень быстро) накапливают и отдают заряд и обладают большей мощностью. А если вспомнить, что изменение заряда в единицу времени — это сила тока, то мы как раз получим основное конкурентное преимущество ионисторов — большой выходной ток. Кроме того, в суперконденсаторах, как правило, не протекают химические реакции, а значит — они меньше подвержены деградации и выдерживают больше циклов перезарядки, чем аккумуляторы.
В 2011 году была основана компания ТЭЭМП, которая на базе разработок НИТУ «МИСиС» создала прототипы суперкоденсаторных ячеек, а в 2017 году запустила их крупномасштабное производство. В самом начале пути авторы проекта сотрудничали с разработчиками Ё-мобиля, для которого как раз требовались суперконденсаторы. Развитие этого проекта прекратилось в 2014 году, но ТЭЭМП продолжила начатое и в настоящий момент вышла на объемы производства до 200 тысяч ячеек в год.
Основа суперконденсатора, — ионы, то есть раствор электролита. Давайте на секунду вспомним, как работает обычный конденсатор: это две обкладки, разделенные слоем диэлектрика. Если к такой системе приложить разность потенциалов, на обкладках скопятся заряды разных знаков, но встретиться друг с другом им не дает диэлектрик. В таком состоянии конденсатор заряжен. Если теперь внешнее напряжение снять, то конденсатор можно использовать в качестве краткодействующего источника тока: при подключении его в цепь, заряды перетекут по цепи с одной обкладки на другую, то есть конденсатор, разряжаясь, создает электрический ток.
Что определяет емкость конденсатора? То, сколько зарядов может поместиться на его обкладках при заданной разности потенциалов. А это, в свою очередь, зависит напрямую от площади обкладок. Теперь давайте вспомним, что существуют системы, обладающие колоссальной удельной площадью поверхности, и из них самый яркий пример — активированный уголь и другие, более совершенные углеродные материалы. Чтобы создать конденсатор на этой основе, не хватает лишь второй обкладки. И тут на помощь приходит физическая химия, которая предсказывает, что в растворе электролита около любой заряженной поверхности будет образовываться двойной электрический слой — слой ионов противоположного знака, компенсирующий заряд поверхности. Эта тонкая оболочка фактически является второй обкладкой конденсатора.
Именно двойной электрический слой является «хранилищем» заряда в суперконденсаторах: при зарядке потенциал углеродного носителя внутри ионистора увеличивается, что заставляет ионы накапливаться в двойном электрическом слое. При разрядке, наоборот, — заряд поверхности уменьшается, а ионы покидают поверхность и «уходят» обратно в раствор. В чем же отличия этой системы от химических аккумуляторов? В том, что в ионисторах ионы не вступают в химическую реакцию с углеродным носителем, их удерживает только электростатическая сила. За счет этого суперконденсаторы заряжаются и разряжаются гораздо быстрее аккумуляторов, хотя и не так быстро, как обычные конденсаторы.
Было, причем было с 50-х годов ХХ века. Тогда впервые появилась концепция ионисторов, выгодно отличавшихся от традиционных конденсаторов большей емкостью. К настоящему моменту это направление во всем мире выросло в самостоятельную отрасль, в рамках которой создаются все новые и новые конструкции суперконденсаторов и ячеек на их основе. Но поскольку ионисторы уже давно не лабораторная экзотика, а востребованный компонент в самых разных областях производства, постоянно продолжается гонка за звание самого дешевого/емкого/надежного и так далее. Именно поэтому любое, даже небольшое на первый взгляд, улучшение в конструкции может привести к существенной экономической выгоде.
Суперконденсаторы, которые производит ТЭЭМП, созданы на основе углеродных «вискерсов», то есть материала, состоящего из длинных и тонких углеродных стержней заданного размера и плотности. Такой материал стоит дешевле графена или нанотрубок, и, уступая им в удельной поверхности, выигрывает в прочности, что позволило создать ионисторы, работающие в экстремальных условиях — температурах от −60°С до +65°С.
Когда пытаешься понять, зачем может понадобиться устройство, выдающее большой ток, сразу вспоминается попытка завести автомобиль, простоявший неделю на 30-градусном морозе. Это действительно богатая область применения для суперконденсаторов, так как зарядка — это разовый и кратковременный процесс, поэтому сравнительно небольшая емкость не является проблемой. Причем речь необязательно идет о запуске двигателя автомобиля: холод создает проблемы и для локомотивов, и для самолетов. Особенно в условиях крайнего севера, где −30 — это еще «тепло».
Другая ниша для суперконденсаторов — это работа с системами энергоснабжения. Так как нагрузка на сеть «скачет» гораздо быстрее и чаще, чем вырабатываемая мощность, электроэнергию необходимо запасать, когда нагрузка минимальна, и наоборот, отдавать быстрее, когда возникает потребительский пик. Для этого суперконденсаторы подходят как нельзя лучше, причем независимо от масштабов: их можно внедрять как в крупные электросети, так и в «домашних» условиях, например, если на вашей крыше установлены солнечные батареи.
Наконец, существуют и вовсе футуристичные области, например, создание устройств для рекуперации энергии. Любители Формулы-1 наверняка помнят появление в болидах системы KERS (kinetic energy recovery system), которая запасает энергию во время торможения, а затем в течение короткого промежутка времени «возвращает» ее двигателю. Думаем, вы уже догадались, какое устройство лежит в основе этой системы. Кстати, подобным образом можно запасать не только кинетическую энергию. Так, складские погрузчики можно оборудовать устройствами рекуперации, запасающими потенциальную энергию в виде электрической во время опускания тяжелого груза, и возвращающими ее обратно во время подъема.